На главную >>>

Страничка психолога



Психолог лицея Позднякова Александра Валерьевна

Кабинет психолога № 56 находится на третьем этаже лицея № 6

График работы на 2015-2016 уч. год:

График занятий (внеурочная деятельность):

2В класс - понедельник - 15.20-16.05
4А,Б классы - вторник - 14.25-15.10
1Б класс - среда - 13.30-14.15
3А,Б классы - среда - 15.20-16.05
1А,В классы - четверг - 13.30-14.15
2А,Б классы - четверг - 15.20-16.05

График работы на 2016-2017 уч. год:

понедельник 16.00-17.00
вторник 15.00-17.00
среда 16.00-17.00
четверг 16.00-17.00
пятница 13.00-17.00

Консультации для родителей проводятся по предварительной договоренности e-mail: alexpozdnyakova@mail.ru

Консультации для учащихся (включая учащихся с ОВЗ/инвалидностью) проводятся ежедневно с понедельника по пятницу с 9.00 до 17.00

Основной деятельностью психолога в школе является психолого-педагогическое сопровождение школьников, направленное на создание социально-психологических условий для успешного обучения, полноценного личностного и психического развития. Объектом сопровождения выступает образовательный процесс, предметом деятельности является развитие ребенка как система отношений его отношений с миром, с окружающими, с самим собой. Основной принцип моей деятельности как школьного психолога – принцип совместной работы психолога, педагогов, родителей.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» (Сухомлинский В. А.)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ


1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды:

- Диагностика психических и интеллектуальных процессов учащихся.
- Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей, самих учащихся.
- Представление результатов на психолого-педагогическом консилиуме, семинарах, педагогическом совете.
- Организация и проведение профилактических и коррекционно-развивающих занятий.

2. Психодиагностика образовательного процесса:

- Диагностический минимум.
- Углубленная психодиагностика.

3. Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки учащихся 8-9-х классов:

- Диагностика учащихся, выявление склонностей и интересов.
- Диагностика родителей.
- Проведение элективных курсов по предпрофильной подготовке, бесед, активизирующих игр.

4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».

5. Консультативная работа с педагогами, родителями, учащимися.

6. Просвещение:

- Просветительская и профилактическая работа с учащимися.
- Просветительская и профилактическая работа с родителями.

Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого - всё это получает ребёнок в школе. Вот именно здесь мы вырабатываем единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога.

С уважением, Александра Позднякова alexpozdnyakova@mail.ru


План работы педагога-психолога на 2016-2017 учебный год.

Анкетирование среди родителей учащихся 9 класса по выбору профиля (апрель, 2017).

Анкетирование среди родителей с целью совершенствования деятельности Лицея (08.04.2017).

<--!
Трудности первоклассника

В чем проявляются родительские жалобы?
Ребенок неряшливо пишет, не старается, либо старается, но тем не менее у него многое не получается.
Ему трудно жить в атмосфере постоянной требовательности и контроля, он нуждается в помощи родителей при выполнении домашних заданий и во всяком случае — в присутствии взрослых при этом.
Первые дни пребывания ребенка в школе требуют целенаправленной работы по формированию у него установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания.
Что есть школа для ребенка? Место, где дети общаются друг с другом? Или место, где они приобретают знания и умения? Или, может быть, кто-то думает иначе?
Школа является первым институтом социализации ребенка — институтом, в котором ребенок осваивает необходимый ему в последующем социальный опыт. И в этом опыте можно выделить три главных момента.
Первый — это знания и умения.
Второй — взаимодействие со сверстниками.
Третий — взаимодействие с учителями, то есть с людьми более высокого в данной ситуации социального статуса.
Выделить главное невозможно: успешность их освоения взаимосвязана.
К примеру, без освоения учебного взаимодействия с педагогом вряд ли будет возможно успешное получение знаний и умений, да и взаимодействие со сверстниками будет нарушено. Без умения взаимодействовать со сверстниками пребывание в школе станет эмоционально дискомфортным, взаимодействие с педагогом — конфликтным, а приобретение знаний — занятием неприятным и поэтому также неуспешным. Трудности в приобретении знаний также нарушат взаимодействие с педагогом, снизят статус ребенка в среде сверстников.
Мы выделили три важнейших взаимосвязанных аспекта.
Однако на практике взрослые обращают внимание лишь на один из них, который обычно называют «учебной деятельностью», другие два остаются в тени, потому что их трудно оценить и не всегда легко увидеть. А важность их неоспорима и влияние на так называемую учебную деятельность также теперь ясно. Поэтому уделим внимание именно им и назовем их «позицией школьника». Еще раз скажем, что в позицию школьника будет включаться умение организовать учебное и внеучебное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Важно отметить, что фундаментом этого умения является опыт взаимодействия ребенка в семье. Он основывается на ролевых позициях, в которых ребенок общается со своими родителями. Можно условно выделить шесть основных родительских ролевых позиций для ребенка младшего школьного возраста:
«Забота – опека».
«Контроль – требования».
«Сверхзабота, беспокойство, сверхопека».
«Суперконтроль – супертребования».
«Наблюдение – отстранение».
«Слияние: ребенок — смысл жизни».

Интересно, что и учитель тоже часто реализует одну из таких же ролей. Понятно, что ребенок, привыкший к взаимодействию с определенной родительской ролью, будет ожидать того же от учителя и испытывать трудности при встрече с другой позицией взрослого.
Какие ролевые позиции чаще встречаются дома и реже — в школе и поэтому являются источником трудностей в школе? Совершенно верно — позиции «суперконтроль» и «сверхзабота», а также «слияние: ребенок — смысл жизни».
А как же отношения со сверстниками? Если у детей не было опыта детского сада, то и на взаимодействие с ними будут влиять ролевые позиции родителей. Как будет общаться со сверстниками ребенок, родители которого реализуют различные ролевые позиции? Родительские позиции «суперконтроль» и «сверхзабота», «слияние: ребенок — смысл жизни» осложнят взаимодействие ребенка со сверстниками.
Получается, что от того, как мы взаимодействуем с детьми дома, во многом зависит успешность ребенка в школе.

ЛИТЕРАТУРА
Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2001.
Хухлаева О.В. Психология подростка. — М., 2004.

Я стал пятиклассником

Как вы полагаете, может ли один и тот же ребенок быть одновременно самостоятельным и несамостоятельным, тихим, послушным и резко нарушающим правила поведения?
Может, если речь идет о школе и доме. Как ни парадоксально, но бывает так, что ребенок дома умеет разогреть себе еду, следит за порядком в своей комнате, а в школе требует постоянной опеки педагогов: не может подготовиться к уроку, не слышит требований учителя, забывает что-либо сделать.
Именно потому, что ребенок может быть разным, так важно нам, взрослым, иметь возможность видеть целостную картину поведения ребенка и на ее основании выработать общую схему взаимодействия с ним.
Особую остроту проблема объединения взаимодействия взрослых приобретает сейчас, с началом подросткового возраста, когда дети пытаются отделиться от взрослых и отстаивать свою самостоятельность любыми доступными средствами: грубостью, стремлением нарушить требования, отказом от каких-либо действий.
Перед нами встает задача не потерять нить доверия, понять ребенка. Для этого надо увидеть его разным.

Первые проявления подросткового периода.
Многие из нас заметили, что дети вдруг стали какими-то не такими, как раньше. С ними стало труднее, беспокоиться о них приходится больше. Но дети наши просто начали взрослеть. Кто-то совсем потихонечку – делает только первые шаги, а кто-то уже активно пробует взрослость. Давайте посмотрим, что же происходит.
Прежде всего, стоит обратить внимание на эмоциональное взросление детей. Оно включает в себя открытие ими своего внутреннего мира и поиски схожего внутреннего мира. Теперь целью общения становится не игра, а познание окружающих, а через них — себя. Как следствие этого, обычно наблюдается распад эмоциональных связей в группе, то есть непостоянные дружеские связи — «сегодня с одними, завтра с другими». Поскольку свой внутренний мир кажется еще таким хрупким и беззащитным, происходит снижение самооценки. Во взаимоотношениях со сверстниками это может проявляться в желании сказать другому то, чего сам ребенок боится. К примеру, один отвечает, а другой комментирует: «Фу, глупость какая!» Или если один ошибается, другой добавляет: «Ой, да она всегда так делает», — а остальные смеются.
В отношениях с родителями это может проявляться в обостренном желании поддержки, в том числе ревности к младшим или в придумывании ситуации, чтобы мама пожалела. Помимо эмоционального взросления нужно выделить и поведенческое, то есть отражение взросления в поведении. Это прежде всего борьба за самостоятельность, требование позволить делать все, что хочется. Обидчивость, раздражительность, яркое отстаивание того, что запрещают, даже если это совсем не необходимо.
Можно выделить также желание ребят попробовать себя в новых ролях, например: «Сотру оценку — что получится?» или «Откажусь делать домашнее задание — что будет?».
Как вы полагаете, взросление – это хорошо или плохо? Конечно, хорошо, но возможны некоторые осложнения, которые стоит учитывать. Прежде всего, это переутомление учащихся. После четвертого урока многим сложно спокойно сидеть, выдерживать темп, у детей наблюдается снижение концентрации внимания. У некоторых учащихся возникают психосоматические проявления. Возможно повышение конфликтности взаимодействий в семье.

В этот важный период родителям необходимо:
— осознать начало взросления детей, принять это;
— расширить сферу проявления самостоятельности, обучать самостоятельным действиям, не стремиться вернуть детские качества, контроль за детьми;
— понимать возможности детей, давать им право на ошибку;
— оказывать поддержку, подчеркивая ценность и уникальность чувств и мыслей каждого.

--> Зачем нужна прививка от гриппа?
Трудности первоклассника



На главную >>>