На главную >>>

Страничка логопеда



Чмырь Елена Юрьевна, учитель-логопед МБОУ города Дубны Московской области, лицей № 6 имени академика Г.Н. Флерова
Образование — высшее педагогическое, закончила Санкт-Петербургский педагогический университет им. А.И. Герцена по специальности «учитель-логопед»
Квалификационная категория — высшая.
Стаж работы по специальности — 27 лет.
Логопедический кабинет № 55 находится на третьем этаже лицея № 6
Общее время работы кабинета — 10 часов в неделю ( 0,5 ставки)
График работы логопедического кабинета:
понедельник12.00-15.30
вторник13.00-15.30
четверг12.00-16.00
Консультации для родителей проводятся по предварительной договоренности.
e-mail: eluch1@yandex.ru

Логопедическая работа в общеобразовательной школе – это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует доступному и успешному его овладению учащимися с речевыми нарушениями.

Основными направлениями работы школьного логопедического пункта являются:
• своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;
• коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
• предупреждение и профилактика речевых нарушений;
• пропаганда специальных логопедических знаний среди учителей и родителей учащихся.
В первую очередь зачислению в логопедический пункт подлежат учащиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному усвоению знаний по основным разделам школьной программы (дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием).
Одновременно в логопедическом пункте может заниматься не более 15 человек. Зачисление на занятия в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи, которое проводится с 1 по 20 сентября и с 10по 30 мая. Выпуск обучающихся производится в течение всего учебного года после устранения у них речевых дефектов.
Основной формой организации занятий являются групповые занятия. Группы комплектуются учителем-логопедом с учетом однородности речевого недоразвития и возраста детей. Занятия, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы школы. Индивидуальные занятия проводятся с обучающимися, имеющими сложные речевые дефекты. Продолжительность коррекционного обучения каждого конкретного ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития.

Секреты" выразительности речи.


Речь – инструмент общения человека. И от того, насколько человек им владеет, насколько развита его речь, зависит его успешность. Одним из методов развития речи является обучении детей средствам речевой выразительности и их сочетаний. Такими как: интонация, логическое ударение, сила голоса, темп, напев, мимика, пантомима, движения. Владение этими средствами влияет на развитие всей связной речи ребенка, мысль малыша приобретает законченный характер, может изменяться смысл высказывания. При обучении детей средствам речевой выразительности можно использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа.
Для детей 4-5 лет фрагменты сказок могут использоваться как упражнения.
- например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка и медведь (в сказке ''Теремок''), после чего спрашивают, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей.
- в следующий раз можно усложнить задание, взять из теневого театра двух персонажей и предложив одному ребенку разыграть диалог двух героев сказки (например "Колобок") проговаривая слова и действуя за каждого, а дети должны догадаться кто эти персонажи по голосу и интонации.
- исполнить песенку козы из сказки ''Волк и семеро козлят'' то от лица Козы, то от лица Волка:
- предложить ребенку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки ''Три медведя'' так, чтобы слушатели могли догадаться, кто из медведей спрашивает.
Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос, интонация легко узнавались всеми.
Для обучения ребятишек постарше (5-7 лет) используются более сложные упражнения. Разыгрывание в парах диалогов между персонажами (на примере сказки ''Хвостатый хвастунишка''; диалог между петухом и сорокой; петухом и лисой) – подводит детей к выводу, что вести диалоги помогает голос, и он изменятся в зависимости от ситуации и настроения персонажа. Можно предложить детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: ''возьми'', ''принести'', ''помоги'', ''здравствуй'' (приветливо, небрежно, просяще, требовательно). Или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): ''Дай мне куклу'', ''Мама пришла за мной''. Можно предложить детям разыграть отдельные маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу или как ребенок испугался медведя. Хорошо, если одну и ту же сценку проигрывают несколько детей.
Формированию выразительности речи способствует чтение произведений, просмотр с обсуждение кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния (Маршак ''Котята'', Толстой ''Лев и собачка'', ''Птичка'', Чарушин ''Страшный рассказ'', Носов ''Живая шляпа''), дискуссии по рассказам из личного опыта, прослушивание музыкальных произведений (Чайковского ''Болезнь куклы'', ''Смерть куклы'', ''Новая кукла''), упражнения типа ''Я радуюсь, когда мне покупают новую игрушку'', ''Я грущу, когда меня ругают''.
Выполнение таких упражнений приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального и вербального выражения. Значение этой работы усиливается тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов внешнего проявления невозможна выразительность речи. И задача взрослых (родителей и педагогов) помочь ребенку овладеть "секретами" выразительности, а для этого речь взрослого должна быть эмоциональной и служить образцом для детей.
Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду?

Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что логопед в детском саду, куда ходит ребенок, не всегда доступен, а возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют консультации со специалистом хотя бы ради успокоения мамочки.
Многие родители ищут специальные центры, где детский логопед мог бы позаниматься с ребенком, а некоторые доходят до того, что устраивают здорового ребенка в корректирующий логопедический детский сад, не задумываясь о возможном вреде для него в группе с нарушениями в развитии речи. Причем беспокойство у родителей может не успокаиваться, даже если логопед в детском саду присутствует, но, как кажется мамам и папам, оказывает их ребенку мало внимания. Когда же действительно стоит к нему обратиться и чем он может быть полезен ребенку без явных нарушений?
На самом деле, логопед в детском саду должен, как минимум,
наблюдать каждого ребенка, но, естественно, наибольшее внимание оказывается деткам с предрасположенностью к речевым дефектам (например, при некоторых заболеваниях), а также уже имеющим какие-то отклонения, хотя с малышами с серьезными нарушениями, как правило, детский логопед и дефектолог занимаются в специальных группах.
На что же обратить внимание у своего ребенка:
если в 3-3,5 года ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения; его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения; он не повторяет за Вами слова, или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);
если в 4 года у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов), не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);
если в 5-6 лет все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»); ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке, допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).
Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду или детский логопед в поликлинике.
Детский логопед поможет:
- скорректировать произношение. В частности, детский логопед исправит проблемы с так называемыми «вибрантами» – твердой и мягкой «р» – одного из самых распространенных нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом возрасте. Кроме того, логопед в детском саду увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения, «проглатывание» слов), заикание и другие;
- подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению. Логопед в детском саду не только должен проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии (неспособность к чтению) или дисграфии (к письму), вовремя направив ребенка с специалисту;
- провести занятия, направленные на общее развитие речи, как групповые, так и индивидуальные. Также подобные занятия проводит детский логопед в поликлинике или специальном центре, и их не лишним будет посетить с любом случае.

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ.
Рекомендации для родителей будущих первоклассников.

Учимся не пропускать буквы

"Как помочь своему ребенку овладеть навыками чтения и письма"

"Что нужно знать, обучая ребенка грамоте?"

"Стертая дизартрия. Что это?"

"Комплекс артикуляционной гимнастики."

"Нарушения письменной речи младших школьников"

"Профилактика нарушений письменной речи"

"Речевая готовность ребенка к школе"



На главную >>>