На главную >>>


Я стал пятиклассником
.

Как вы полагаете, может ли один и тот же ребенок быть одновременно самостоятельным и несамостоятельным, тихим, послушным и резко нарушающим правила поведения?
Может, если речь идет о школе и доме. Как ни парадоксально, но бывает так, что ребенок дома умеет разогреть себе еду, следит за порядком в своей комнате, а в школе требует постоянной опеки педагогов: не может подготовиться к уроку, не слышит требований учителя, забывает что-либо сделать.
Именно потому, что ребенок может быть разным, так важно нам, взрослым, иметь возможность видеть целостную картину поведения ребенка и на ее основании выработать общую схему взаимодействия с ним.
Особую остроту проблема объединения взаимодействия взрослых приобретает сейчас, с началом подросткового возраста, когда дети пытаются отделиться от взрослых и отстаивать свою самостоятельность любыми доступными средствами: грубостью, стремлением нарушить требования, отказом от каких-либо действий.
Перед нами встает задача не потерять нить доверия, понять ребенка. Для этого надо увидеть его разным.

Первые проявления подросткового периода.
Многие из нас заметили, что дети вдруг стали какими-то не такими, как раньше. С ними стало труднее, беспокоиться о них приходится больше. Но дети наши просто начали взрослеть. Кто-то совсем потихонечку – делает только первые шаги, а кто-то уже активно пробует взрослость. Давайте посмотрим, что же происходит.
Прежде всего, стоит обратить внимание на эмоциональное взросление детей. Оно включает в себя открытие ими своего внутреннего мира и поиски схожего внутреннего мира. Теперь целью общения становится не игра, а познание окружающих, а через них — себя. Как следствие этого, обычно наблюдается распад эмоциональных связей в группе, то есть непостоянные дружеские связи — «сегодня с одними, завтра с другими». Поскольку свой внутренний мир кажется еще таким хрупким и беззащитным, происходит снижение самооценки. Во взаимоотношениях со сверстниками это может проявляться в желании сказать другому то, чего сам ребенок боится. К примеру, один отвечает, а другой комментирует: «Фу, глупость какая!» Или если один ошибается, другой добавляет: «Ой, да она всегда так делает», — а остальные смеются.
В отношениях с родителями это может проявляться в обостренном желании поддержки, в том числе ревности к младшим или в придумывании ситуации, чтобы мама пожалела. Помимо эмоционального взросления нужно выделить и поведенческое, то есть отражение взросления в поведении. Это прежде всего борьба за самостоятельность, требование позволить делать все, что хочется. Обидчивость, раздражительность, яркое отстаивание того, что запрещают, даже если это совсем не необходимо.
Можно выделить также желание ребят попробовать себя в новых ролях, например: «Сотру оценку — что получится?» или «Откажусь делать домашнее задание — что будет?».
Как вы полагаете, взросление – это хорошо или плохо? Конечно, хорошо, но возможны некоторые осложнения, которые стоит учитывать. Прежде всего, это переутомление учащихся. После четвертого урока многим сложно спокойно сидеть, выдерживать темп, у детей наблюдается снижение концентрации внимания. У некоторых учащихся возникают психосоматические проявления. Возможно повышение конфликтности взаимодействий в семье.

В этот важный период родителям необходимо:
— осознать начало взросления детей, принять это;
— расширить сферу проявления самостоятельности, обучать самостоятельным действиям, не стремиться вернуть детские качества, контроль за детьми;
— понимать возможности детей, давать им право на ошибку;
— оказывать поддержку, подчеркивая ценность и уникальность чувств и мыслей каждого.

Зачем нужна прививка от гриппа?




На главную >>>