На главную >>>


Трудности первоклассника

В чем проявляются родительские жалобы?
Ребенок неряшливо пишет, не старается, либо старается, но тем не менее у него многое не получается.
Ему трудно жить в атмосфере постоянной требовательности и контроля, он нуждается в помощи родителей при выполнении домашних заданий и во всяком случае — в присутствии взрослых при этом.
Первые дни пребывания ребенка в школе требуют целенаправленной работы по формированию у него установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания.
Что есть школа для ребенка? Место, где дети общаются друг с другом? Или место, где они приобретают знания и умения? Или, может быть, кто-то думает иначе?
Школа является первым институтом социализации ребенка — институтом, в котором ребенок осваивает необходимый ему в последующем социальный опыт. И в этом опыте можно выделить три главных момента.
Первый — это знания и умения.
Второй — взаимодействие со сверстниками.
Третий — взаимодействие с учителями, то есть с людьми более высокого в данной ситуации социального статуса.

Выделить главное невозможно: успешность их освоения взаимосвязана.

К примеру, без освоения учебного взаимодействия с педагогом вряд ли будет возможно успешное получение знаний и умений, да и взаимодействие со сверстниками будет нарушено. Без умения взаимодействовать со сверстниками пребывание в школе станет эмоционально дискомфортным, взаимодействие с педагогом — конфликтным, а приобретение знаний — занятием неприятным и поэтому также неуспешным. Трудности в приобретении знаний также нарушат взаимодействие с педагогом, снизят статус ребенка в среде сверстников.
Мы выделили три важнейших взаимосвязанных аспекта.
Однако на практике взрослые обращают внимание лишь на один из них, который обычно называют «учебной деятельностью», другие два остаются в тени, потому что их трудно оценить и не всегда легко увидеть. А важность их неоспорима и влияние на так называемую учебную деятельность также теперь ясно. Поэтому уделим внимание именно им и назовем их «позицией школьника». Еще раз скажем, что в позицию школьника будет включаться умение организовать учебное и внеучебное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Важно отметить, что фундаментом этого умения является опыт взаимодействия ребенка в семье. Он основывается на ролевых позициях, в которых ребенок общается со своими родителями. Можно условно выделить шесть основных родительских ролевых позиций для ребенка младшего школьного возраста:
«Забота – опека».
«Контроль – требования».
«Сверхзабота, беспокойство, сверхопека».
«Суперконтроль – супертребования».
«Наблюдение – отстранение».
«Слияние: ребенок — смысл жизни».

Интересно, что и учитель тоже часто реализует одну из таких же ролей. Понятно, что ребенок, привыкший к взаимодействию с определенной родительской ролью, будет ожидать того же от учителя и испытывать трудности при встрече с другой позицией взрослого.
Какие ролевые позиции чаще встречаются дома и реже — в школе и поэтому являются источником трудностей в школе? Совершенно верно — позиции «суперконтроль» и «сверхзабота», а также «слияние: ребенок — смысл жизни».
А как же отношения со сверстниками? Если у детей не было опыта детского сада, то и на взаимодействие с ними будут влиять ролевые позиции родителей. Как будет общаться со сверстниками ребенок, родители которого реализуют различные ролевые позиции? Родительские позиции «суперконтроль» и «сверхзабота», «слияние: ребенок — смысл жизни» осложнят взаимодействие ребенка со сверстниками.
Получается, что от того, как мы взаимодействуем с детьми дома, во многом зависит успешность ребенка в школе.

ЛИТЕРАТУРА
Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2001.
Хухлаева О.В. Психология подростка. — М., 2004.



На главную >>>