МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ № 6 г. ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

 

 

 

 

ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД

ДИРЕКТОРА ЛИЦЕЯ

 

 

 

                                                                                            Уважаемые друзья!

Я действительно хочу поговорить сегодня именно с друзьями, с теми людьми, которые болеют душой за образование, за наших детей, за их будущее и, если хотите, за судьбу нашей  России.

Кто только не ругает нынешнюю школу?… Я же хочу поговорить сегодня с теми, кто, если и говорит об изъянах современного образования, то говорит об этом с болью и надеждой, стремясь поделиться конструктивными предложениями и мыслями.

Мой первый публичный доклад. Очень хочется найти такие слова, чтобы меня поняли и поддержали.

Ведь это не просто отчёт о проделанной работе за отчётный период, это и планы на будущее, это проблемы, это желание поделиться самым сокровенным, если хотите, раскрыть душу перед общественностью, детьми, учителями, родителями,  желание быть понятой. Такие мысли вслух можно доверить только друзьям и единомышленникам.

В лицее такие единомышленники у меня есть. Не случайно выступления нашей стратегической команды, представляющей школу на конкурсах разного уровня, мы начинаем словами:

Тебе судьбу мою вершить,

Тебе одной меня судить,

Лицея дружная команда,

Команда, без которой мне не жить!

Очень хотелось бы, чтобы, прочитав этот доклад, стали нашими единомышленниками и вы, уважаемые друзья.

Все стремления, вся деятельность нашего лицея, все планы и будущие перспективы нацелены на ученика, на его успешность. Главное действующее лицо лицея – его ученики, поэтому достижения лицеиста – это результат нашей работы. Вокруг достижений лицеиста и выстраивается общая схема анализа:

 

 

 

 


                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                         Рис. 1. Общая схема анализа.

 

Научить человека с детства быть успешным, значит, конкурентным (пусть хотя бы в компании своих одноклассников). Объяснить ему ценность успешности – эта одна из главных задач нашего лицея. Именно поэтому свой первый публичный доклад я  адресовала в первую очередь  нашим детям: для самых маленьких и для ребят основной и старшей школы. Мне бы хотелось, чтобы, прочитав эти доклады, дети поняли, что они - самые главные действующие лица в нашем лицее, что  именно они приносят славу  нашему лицею, они – наша гордость!

Детская память уносит с собой во взрослую жизнь не только знания по учебным предметам, но и облик школы, учителей, одноклассников, забывается многое, но образы  детства остаются в памяти... В силу  этого значимость имиджа школы, педагогического коллектива и, конечно, его руководителя трудно переоценить. Имидж нужен, прежде всего, для успеха.

Мы все вместе любим и создаём наш лицей, и он тоже любит нас и очень многому учит.

Я думаю, что дети это понимают и говорят нам такие слова благодарности, от которых прибавляется сил и желания работать.

 «Самые замечательные моменты в моей жизни связаны с годами учёбы в лицее» (1997 год).

«Лицей – это особое братство! Это незабываемые наши конференции, олимпиады, дискуссии, компьютерные школы» (1998).

 «Лицей – это высокий уровень образования. Каждый выпускник может с гордостью сказать, что он учился в лицее №6»  (2005 год).

Вот какие они, наши дети. Спасибо им за эти трогательные слова, за их великодушие, за их искренность и понимание!

Измученная ежедневной текучкой, а порой и несправедливостью, и непониманием, иногда я с болью в сердце думаю о том, что так больше жить нельзя и надо уходить, но искренние улыбки детей, чуткость коллег, а значит, и сам лицей как бы спрашивает: «Неужели ты  сможешь бросить меня?» И я понимаю, что, конечно же, пока не смогу. Я всю жизнь  пыталась разгадать, в чём секрет того неземного притяжения, которым обладает школа, может, потому, что я принадлежу к учительской династии, которой больше 120 лет?  Для меня школа – это увлечение всей жизни, это – моя большая семья.

                Мы понимаем, что школа всегда оказывается значимой в жизни своих питомцев. Поэтому перед нами и родителями стоит задача - создавать условия для всестороннего развития детей, для восторга, для разнообразия, для ответственности, для авторских суждений. Школа должна быть открыта для удивительных встреч, вечеров. В ней должны стать нормой жизни высокие гуманистические правила: говори о людях хорошо, думай о них хорошо, ищи в людях хорошее, делай хорошее для других.

Все мы, директора, любим свои школы и очень хотим, чтобы они имели свои преимущества, давали хорошее образование, были любимы детьми, по достоинству оценены их родителями, а наши выпускники  были конкурентоспособными.

Весь  вопрос в том, как этого  достичь? Ответ только один: РАЗВИВАТЬСЯ!

Развитие школы – это особый вид изменений, изменений к лучшему, прогрессивному. Это  переход к новому качеству образования,  наращивание потенциала, создание  новшеств через уникальность. Задача стратегического развития – сформировать максимально возможное конкурентоспособное преимущество.

Я думаю, что у нас это получается.

Судите сами…

          Мы живём с вами в небольшом городе и, конечно, у каждого из его  жителей уже сложилось мнение о каждой школе. Наш лицей располагается в бурно развивающемся  микрорайоне города, в  котором проживают сравнительно  молодые люди, имеющие  высшее образование, что позволяет им  предъявлять нам высокий образовательный запрос, который  касается и  уровня преподавания, и уровня образования, и уровня воспитания.

Образовательный  ценз родителей  лицея.

 

Мы выросли из небольшого  двухэтажного здания, расположенного на  площади Мира, из восьмилетней школы, организованной в 1967 году. Ещё в 80-е годы в школе организовывались первые специализированные спортивные классы, а с 1987 года школа проводила  первые Всероссийские семинары для учителей английского языка, которые организовывала  и проводила учитель английского языка Доля Г. Н. Она же и стала инициатором создания первых лицейских классов в нашем городе.

 

Мы – активные участники различных конкурсов, проектов, экспериментов:

   1996 год                                 Победители Федерального конкурса « Школа года»

   1999 год.                Победители городского конкурса « Учитель года»

                               (Селиванова Л.Л. – учитель русского языка)

   2000 год.            Победители Федерального конкурса «Школа века»

   2004 год.                                   Победители областного конкурса «Лучшие школы Подмосковья» в номинации «Педагогический поиск»

2005 год      Победители областного конкурса «Лучшие школы                                            Подмосковья» в номинации «Педагогический поиск»

   2005 год              Победители городского конкурса « Учитель года»

                                (Король М. П. – учитель истории)

  2005, 2006г.   Активные участники и победители в городских конкурсах  «Школа года»

2005, 2006 г.        Лицей   № 6      экспериментальная   площадка

Министерства образования и науки РФ в проекте «Реформа системы образования» по теме «Развитие системы управления образованием на школьном уровне»

 2006 год                                    Участник и один из победителей  Национального проекта «Образование».  

              Я думаю, что такая статистика  характерна  для инновационного и развивающегося образовательного учреждения.

 

Общая  характеристика   лицея

 

Статус лицея  учебное учреждение получило  в 1996 году.

Свидетельство о государственной аккредитации АА 041433, регистрационный № 433 от 01 апреля 2003 года.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности, А № 187607, регистрационный № 56736 от 13 октября 2005 года.

Организация педагогического процесса и режим функционирования  лицея определяются требованиями и нормами Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПин 2.4.2. 1178-02.

Образовательная деятельность ведётся по программам начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, программам профильного обучения, а также по  дополнительным программам  различных направлений.

Реализуемые образовательные программы

Серия, №

дата выдачи

Срок окончания действия лицензии

Кем выдана

Программа начального общего образования

А  № 187607

рег. № 56736

13.10.2005

13.10.2010

Министерство

образования Московской области

Программа основного общего образования

А  № 187607

рег. № 56736

13.10.2005

13.10.2010

Министерство

образования Московской области

Программа среднего (полного) общего образования

А  № 187607

рег. № 56736

13.10.2005

13.10.2010

Министерство

образования Московской области

Дополнительные программы следующих направленностей:

-культурологической

-научно-технической

-физкультурно-спортивной

-художественно-эстетической

А  № 187607

рег. № 56736

13.10.2005

13.10.2010

Министерство

образования Московской области

 

В лицее осуществляется предпрофильное (в 9-классах) и многопрофильное обучение (в 10-11 классах). С нового учебного года в лицее будет осуществляться эксперимент профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов в 10 классах. Это позволит ещё более учесть интересы каждого ученика.

Мы живём  сегодня  в динамично развивающемся мире, который  предъявляет к школе всё возрастающие требования. Поэтому в такой школе должна быть очень высока степень участия и учащихся, и учителей, и родителей и социальных  партнёров в её деятельности.

Понятно, что если у руководителя нет осознанной политики управления, единой системы ценностей и целей не сложится, не будет и грамотной системы управления. Управлять – значит работать вместе  Мы   считаем, что задача управления в данное время является  сверхзадачей. Именно поэтому, мы понимаем необходимость создания инновационной системы управления лицеем.

Вряд ли стоит доказывать, как важно сегодня достичь подлинного государственно-общественного управления школой. И не только потому, что это необходимая составляющая демократического, гражданского общества, но и потому, что такое управление  делает  школу открытой, позволяет чутко прислушиваться к потребностям общества, его требованию к школе, корректировать в связи с этим  образовательный процесс.

Поэтому мы в 2005 году стали участниками  Федерального проекта «Реформа системы образования».

Цель нашего проекта: обеспечить  современное  качество образования  через создание гибкой системы управления  ресурсами путём усиления государственно-общественного управления.

В настоящее время  на регистрации находится  Устав и Положение   Фонда поддержки и развития лицея, который был создан в этом году в ходе работы над проектом.

Если бы Вы знали, дорогие друзья, сколько сил пришлось потратить, какие трудности преодолеть для  создания этого Фонда. Начиная с января до мая этого года, мы с родителями собирались каждую субботу, говорили о необходимости создания этого Фонда, обсуждали Устав и Положение этой организации. Приходилось преодолевать и сомнения родителей, их инертность. Да и сегодня ещё есть очень много родителей, которые не хотят участвовать в работе этого Фонда. Согласно анкетированию только 30% родителей хотят помогать лицею, но почти все желают учиться в успешной школе и желают для своих детей комфортной образовательной среды.

Я думаю, что и педагогическому коллективу стоит задуматься, почему некоторые родители безразличны к школе, к тому, что в ней происходит. Я уверена, если мы искренне будем жить интересами детей, если всем нашим учащимся будет комфортно в лицее, то и родители повернутся к нам лицом. И тогда будет больше тех, которые не только изъявляют желание учиться в нашем лицее, но и будут нашими верными  друзьями, участниками всех наших дел. Многолетние наблюдения и мониторинг позволяют сделать вывод о том, что никакие самые негативные факторы так не влияют на успешность ученика, как доверие и взаимоуважение между учителями и родителями. Если родители относятся к школе плохо, то и у ребенка будет такое же отношение, что тут же скажется на его учебе.

И я всё-таки надеюсь на то, что заработает наш Фонд, и с каждым  годом  будет прибавляться число его сторонников и союзников из числа наших родителей.

В настоящее время в  управлении лицеем участвуют следующие органы государственно-общественного управления:

·          Общее собрание работников

·          Родительский комитет

·          Совет по развитию лицея

·          Попечительский Совет

·          Педагогический совет

·          Учебно-методические кафедры

·          Малый педагогический совет

·          Школьный парламент

·          Научное лицейское общество (НЛО)

Надеемся, что наша Программа развития объединит коллектив, что, мы все будем её активными исполнителями: и педагоги, и родители, и самое главное, дети.

 

Организация образовательного процесса

 

Сегодня в лицее 29 классов, в которых обучается 712 учащихся.

Количество учащихся по ступеням обучения:

наименование

1 ступень
(начальное образование)

II ступень
(основное
образование)

III ступень
(среднее
образование)

Всего по лицею

Общее кол-во классов

8

15

6

29


средняя наполняемость классов

8/24

15/25

6/24

29/24

Всего учащихся

189

380

143

712

 

Несмотря на общий демографический спад в нашем городе, количество детей, желающих поступить и учиться в нашем  лицее, ежегодно растёт.

Выпускники  лицея стараются отдать своих детей в родную школу. С каждым годом  количество таких детей растёт. Мы имеем стабильно высокий процент учащихся, проживающих вне микрорайона лицея (из 712 учащихся 394 – 55%), что свидетельствует о высоком рейтинге нашего образовательного учреждения в городе. Из года в год  желающих быть зачисленными в лицей в 1, 5 и 10 классы значительно больше, чем реально зачисленных.

Мои слова подтверждаются статистическими данными этой таблицы:

 

2003-2004

2004-2005

2005-2006

 

1-4

5-9

10-11

1-4

5-9

10-11

1-4

5-9

10-11

Количество детей бывших выпускни-

ков школы

 

28

 

21

 

1

 

35

 

29

 

2

 

41

 

36

 

2

Доля учащихся в % от общего числа, проживающих вне школьного микрорайона

 

 

10%

 

 

18%

 

 

10%

 

 

13%

 

 

22%

 

 

15%

 

 

15%

 

 

25%

 

 

15%

 

2003-2004

2004-2005

2005-2006

 

1кл.

5кл.

10кл.

1кл.

5кл.

10кл.

1кл.

5кл.

10кл.

Желающие быть зачисленными в лицей

 

62

 

79

 

94

 

55

 

82

 

98

 

48

 

59

 

79

Реально зачисленные в лицей

52

76

81

45

75

77

45

55

66

 

Под особым контролем педагогического коллектива и администрации  находится  обеспечение  безопасности наших учащихся. Прежде всего, в лицее осуществляется контрольно-пропускной режим силами  дежурного администратора, учителя и дежурного класса. В течение года функционирует кнопка тревожной сигнализации. Надо отметить, что  в лицее не зафиксировано за последние 3 года случаев травматизма учащихся. Но такой режим явно недостаточен. В связи с недостаточным обеспечением безопасности учащихся при входе в здание лицея, в этом году нескольких детей поцарапала собака, которая вбежала в здание. Поэтому администрация лицея совместно с родителями  работает  над вопросом создания охраны лицея.

 

Основные характеристики педагогического коллектива.

 

    В лицее работают 73 педагога. Мы понимаем, что будущее нашего лицея – это компетентные педагоги. Среди них: профессор -1, кандидаты наук –2, Лауреаты премии Сороса - 8, Лауреаты гранта ОИЯИ – 12 (около 70%). Учителей имеют высшую и первую квалификационные категории - 58.

Качественные характеристики педагогических кадров

 

 

всего

%

Кол-во педагогических работников с высшим образованием,
в том числе  с высшим  педагогическим образованием

 

73

 

58

 

92%

 

73%

Кол-во педагогических работников, аттестованных на высшую квалификационную категорию

 

46

58%

Кол-во педагогических работников, аттестованных первую квалификационную категорию

 

12

15%

Кол-во педагогических и руководящих работников, повысивших квалификацию в течение последних пяти лет

 

      67

85%

Кол-во педагогических работников, получающих надбавки за творческую деятельность

 

38

48%

Кол-во педагогических работников, имеющих ведомственные государственные награды

 

9

11%

Кол-во педагогических работников победителей конкурсов «Учитель года»

 

2

3%

   

 

Вы видите, насколько профессионален наш коллектив. Но  надо отметить, что годы перестройки, постоянного реформирования образования не прошли бесследно.

Есть в нашей педагогической среде весьма распространённое психологическое явление – эмоциональное выгорание. И вот что характерно: подвержены ему часто именно люди ответственные, те, кто вкладывает в работу всю душу. Ведь недаром говорит народная мудрость: « Чем выше человек поднимается в гору, тем труднее ему дышать». Те, которые работают с прохладцей, равнодушно, не перегорают, ибо и перегорать-то нечему.

Наши школы изменились, причем максимальный дискомфорт, вследствие этого испытывают именно педагоги. В нашем государстве падает престиж учительской профессии, да и прибавки к зарплатам  мизерны, поэтому  нет притока молодёжи, а учителей-мужчин в школах мало. Вследствие  этого люди изнашиваются, становятся равнодушными, поэтому иногда некоторые  не знают и не очень-то хотят знать о проблемах семей своих воспитанников. Может быть, финансовая поддержка государства в рамках Национального проекта «Образование» классных руководителей и учителей школ вернёт учительство не только к урокам, но и к активной воспитательной работе. Хотя, я думаю, что в нашей сфере между зарплатой и качеством труда нет прямой связи, ведь в основном наши учителя преданы своей профессии. Я думаю, что в таких условиях, я, как директор, просто обязана создавать  психологически комфортные условия для раскрытия  потенциала каждого учителя, тогда, наверное, и  педагог будет внимательнее всматриваться в своих учеников и положительно его воспринимать.

В лицее разработана Программа развития на 2003 – 2008 годы, которая определяет стратегию развития нашего образовательного учреждения.  Наша Программа нацелена на результат, она открыта и выполнима.

Главной идеей Программы было создание  новой практики образования, необходимой для будущей жизнедеятельности лицеистов. При этом стрежнем всей нашей образовательной  деятельности  должно стать  развитие способности нашего воспитанника активно, самостоятельно  выстраивать  свой путь познания. Лицей должен  создать все необходимые условия для  развития и реализации  способностей ученика путём подготовки к труду и выполнению своих общественных обязанностей и нравственных обязательств.

Миссия  нашего лицея отражает ценности и цели, которые принимаются  и реально разделяются всем коллективом.

 

Миссия лицея  (схема):

 

УСПЕШНЫЙ                                                                                                       УСПЕШНЫЙ

УЧИТЕЛЬ                                                                                                                            УЧЕНИК

 

 

САМОДОСТАТОЧНЫЙ                                                                     СЧАСТЛИВЫЕ

ВЫПУСКНИК                                                                                                      РОДИТЕЛИ

                          

Стратегическая цель Программы это формирование нового человека, который понимает смысл жизни, верит в своё уникальное предназначение и живёт в соответствии с  высокими нравственными идеалами.

         Задачи Программы:

1.        Организация образовательного процесса для удовлетворения дифференцированных образовательных запросов учащихся.

2.        Совершенствование  содержания образования.

3.        Совершенствование учебно-воспитательного процесса путем использования новых информационных, здоровьесберегающих образовательных  и воспитательных технологий.

4.        Внедрение новых форм государственно-общественного управления.

5.        Формирование  и непрерывное обогащение духовности  лицеистов за счёт активной индивидуальной, творческой и созидательной деятельности.

Основные задачи Программы  решаются за счёт реализации следующих комплексно-целевых программ:

Ø        «Образовательная программа лицея»

Ø        «Одарённые дети»

Ø        «Предпрофильное и профильное обучение»

Ø        «Здоровье каждого – будущее нации»

Ø        «Интеграция основного и дополнительного образования»

Ø        «Эксперимент»

Ø        «Внедрение новой модели управлением лицеем».

Образовательный процесс в лицее регламентируется нормативными документами, Уставом, локальными актами лицея.

Инновационная деятельность лицея является непрерывной и системной, охватывающей весь образовательный процесс. Мы находимся в состоянии непрерывного развития, пытаемся найти своё лицо, не опуская планку ранее достигнутых результатов.

В лицее создана реальная  модель многопрофильного общеобразовательного учреждения, прошедшая проверку временем и   общеобразовательным запросом.

Лицей  работает с 2004 года над методической темой:

« Лицей – модель профильного образования:

·          Обеспечения профильного обучения;

·          Обеспечение здоровья;

·          Обеспечение духовно-нравственного воспитания».

Работа над этой темой  позволяет решить проблему:

«Личностно-ориентированное обучение, Создание благоприятного психологического климата для учебно-педагогического коллектива».

Личностно-ориентированное обучение – это обучение, при котором  учащиеся являются  субъектами обучения и развития. Именно для этого мы и создаём новую образовательную среду в лицее. А новая образовательная среда подразумевает и новое содержание образования, и новые технологии обучения, воспитания и развития.

Содержание образования – важнейшая составляющая образовательного процесса. Главная цель проектируемых изменений в лицее напрямую связана  с выработкой  и реализацией нового содержания образования.

Обновление содержания образования мы видим в следующем:

1.        расширение сети предметов

2.        создание профильных программ для каждой группы учащихся, в том числе и за счёт дополнительного образования;

3.        создание  разноуровневого учебного материала;

4.        интеграция предметных образовательных областей.

Начальная школа - наша стартовая учебная площадка. От того, как она выполнит поставленные задачи, зависит дальнейший успех или неуспех учебно-воспитательного процесса на всех этапах обучения. В начальной школе введены новые учебные предметы: иностранный язык, информатика.

За счёт дополнительного образования  изучаются логика, профизика.

Содержание  образования на второй ступени обучения строится  в соответствии с  учебным планом на основе типовых программ, адаптированных на повышенный уровень обученности, на развитие творческого потенциала учащихся. С шестого класса  вводится второй иностранный язык в классах с литерой «Л», с пятого класса – информатика и химия. 9-й класс является предпрофильным классом, что обусловливает  содержание образования в этом классе. Ученикам  предлагаются  элективные курсы и, осваивая их содержание, они примериваются к выбираемому профилю обучения.

  В старшей школе  осваиваются с 2003 года следующие профили: информационно-математический, экономико-математический, естественно-математический. В  этих классах разработаны и преподаются элективные курсы, «поддерживающие» обучение основным профильным предметам. На профильное образование в лицее работает и научное лицейское общество НЛО, в секциях которого лицеисты осваивают методики научно-исследовательской работы, могут подготовиться к выбору будущей профессии и развить интерес к выбранной специальности.

Научное лицейское общество создано с целью объединения   творчески работающих лицеистов для дальнейшего совершенствования знаний,   расширения научного кругозора, реализации интересов в исследовательской сфере, для обмена опытом и знаниями. Организационным органом управления исследовательской работы выступает научное общество лицеистов – НЛО. Научное лицейское общество имеет свой устав, структуру и президента. Работа НЛО осуществляется в четырех секциях: физико-математической; химико-биологической; историко-культурологической и экономико-географической.

Приобщение талантливых и способных ребят к научно-исследовательской работе, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для самообразования и профессиональной ориентации. Речь идет об исследовательской деятельности, как самостоятельном компоненте образовательно-воспитательного процесса в лицее.

Научное лицейское общество (НЛО) было создано в 2000 году группой активных  одаренных ребят, желающих реализовать свои потребности в развитии интеллекта, приобретении новых знаний и умений.

Члены НЛО активно и результативно участвуют в творческой жизни Лицея № 6. Успешное выступление на городских олимпиадах – в течение последних трех лет Лицей № 6 занимает итоговое I место, успешное выступление на областных олимпиадах – призовые места по биологии, химии, физике, математике, информатике, успешное выступление на Всероссийских олимпиадах – победа по информатике и призовое место по биологии.  Выход научно-исследовательской работы лицеисты реализуют на внутри лицейских и городских научно-практических конференциях, где также неоднократно добивались высоких успехов: по литературе, русскому языку, математике, физике, химии, географии.

   В современной  успешной школе  ориентируются  на продуктивные методики обучения, используя при этом те педагогические технологии, которые решают  задачу максимального  стимулирования мыслительных процессов у учащихся, формируя навыки самостоятельной поисковой и исследовательской  деятельности.  В нашем лицее в образовательном процессе мы  используем следующие технологии: информационные, технологии, диалоговые, игровое моделирование. И, конечно же, особую роль в управлении качеством образования  играют информационные технологии, основой  которых являются  компьютеры, различные электронные средства, аудио- и видеотехника. Я уже говорила, что одной из целевых функций  является развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном обществе, обеспечение конкурентоспособности  на современном рынке труда, а это возможно лишь при применении информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Именно поэтому мы  придаём очень большое значение  компьютерному оснащению  лицея (у нас три  компьютерных класса), привлечению высококвалифицированных кадров, обучению учителей  навыкам пользователя персонального компьютера (обучающие курсы).

   Хочу особо отметить, что, несмотря на, казалось бы, хорошее техническое оснащение кабинетов, загруженность компьютерных кабинетов уроками (в связи с информационно-математическим профилем) и занятиями дополнительного образования с 8 утра до 20 часов, поэтому большинство учителей  не могут использовать обучающие информационные технологии по своим предметам.  Необходимо решать задачу создания ещё хотя бы одного компьютерного кабинета для  учебного процесса и  приобретение компьютеров в учебные кабинеты.

Результаты образовательной деятельности.

 

Задача обеспечения качественного образования  всегда стояла в лицее на первом месте. Несмотря на то, что на протяжении последних трёх лет качество знаний  учащихся составляет не  менее 78%, в том числе 82% в начальной школе и 90% у выпускников одиннадцатых классов, перед педагогическим коллективом лицея  стоит  задача  обеспечения выпускника  лицея не только хорошими  знаниями, умениями и навыками, но и овладение ими  ключевыми компетенциями. Компетентность – это способность применять на практике полученные знания. Она измеряется наличием качественных  характеристик выпускников (владение персональным компьютером и умение работать с большим  количеством информации, знание нескольких иностранных языков, умение защитить  исследовательские проекты, умение принимать  логические решения в жизненных ситуациях).

                Благоприятная ситуация складывается в части отношения  лицеистов к образованию. По результатам социологического обследования получены  данные, свидетельствующие о желании учащихся иметь хорошие знания  не только для продолжения образования, но и для будущего карьерного роста, с которым связывают: успешность на работе, хороший заработок, крепкую обеспеченную семью.

                Посмотрим теперь на наши результаты.

Качество знаний выпускников  лицея (диаграммы)

 


  

 

 

 

 

 

 

Победы лицеистов на олимпиадах разного уровня и на городской Научно педагогической конференции.

              

                Обратите внимание  на высокий уровень знаний наших выпускников

                Особую гордость вызывает то обстоятельство, что в течение последних пяти лет лицей удерживает первое место по количеству призовых мест в городских  и Всероссийских олимпиад.

 

               

Даже самые маленькие наши лицеисты  защищают честь нашего лицея  на олимпиадах, конкурсах и конференциях. В этом году они заняли  1 место  в городских олимпиадах по математике, русскому языку и  информатике.

                Лучшими сочинениями признаны в городском конкурсе  работы наших учащихся 3-а класса.

 

 

 

 

 

Качество  знаний учащихся лицея по сравнению со средним

по городу Дубне.

 

Один из главных показателей работы каждой школы – это качество знаний, то есть количество  учащихся, закончивших год без «троек», и степень обученности (отсутствие неуспевающих). Качество учащихся нашего лицея достаточно высокое. В течение последних трёх лет нет неуспевающих, т.е. степень обученности – 100%.

                Процент поступления в Вузы  наших ребят стабильно высок. И это не просто слова, но простое число поступивших сегодня не отражает качество образования, а вот соотношение выпускников поступивших на бюджетные места к общему количеству поступивших, действительно характеризует лицей как высококвалифицированное образовательное учреждение.

 

Вопросы

2001-2002

2002-2003

2003-2004

2004-2005

Бюдж.

Контр.

Бюдж.

Контр.

Бюдж.

Контр.

Бюдж.

Контр.

1.Количество выпускников, поступивших в вузы своего региона в % от общего числа выпускников

 

 

67%

 

 

18%

 

 

83%

 

 

8%

 

 

71%

 

 

11%

 

 

78%

 

 

10%

Всего

85%

91%

82%

88%

2. Количество выпускников, поступивших в вузы других  регионов в % от общего числа выпускников

 

 

___

 

 

___

 

 

____

 

 

____

3. Количество выпускников, поступивших в московские вузы в % от общего числа выпускников

 

 

35%

 

 

7%

 

 

44%

 

 

4%

 

 

40%

 

 

8%

 

 

45%

 

 

6%

 

 

                Как видно из таблицы, число так называемых «контрактников» стабильно низкое. Хотелось бы, чтобы эта тенденция сохранялась как можно дольше. Количество выпускников, поступающих в московские вузы, значительно снизилось и связано это с тем, что в г. Дубне успешно функционирует университет «Дубна», количество факультетов в котором, постоянно растет.

Два года набор учащихся 9-х классов в профильные  10-классы осуществляется независимыми городскими  экзаменационными комиссиями. Не  без гордости хочу сказать, что результаты экзаменов стабильно высокие, все члены комиссий отметили очень хорошую подготовку наших девятиклассников. В этом учебном году все наши девятиклассники  сдают ЕГЭ.

 

Перед вами результаты  профильных экзаменов в 10 классы, проводимые учредителем.

 

Как видно из таблицы, показатели 2004-05 учебного года по сравнению с 2003-04 годом более высокие (геометрия – на 12%, информатика – на 10%). Есть уверенность, что и показатели 2005-06 учебного года также вырастут (что уже демонстрируют результаты ЕГЭ по алгебре: 79% учащихся сдали ЕГЭ на «4» и «5», что на 1% больше, чем в 2004-05 г.

                Выпускники профильных классов поступают в Вузы соответствующего направления, что говорит о том, что уровень обучения  в лицее влияет  на профессиональное  определение  выпускника, о продуманности выбранного профиля и о хорошей подготовке наших ребят.          

                Особое место в  образовательном пространстве лицея отводится дополнительному образованию,  Этой системе, по которой мы работаем более 10 лет, мы придаём большое значение.  Дополнительное образование обладает особым потенциалом для развития личности ребёнка. Оно создаёт  ту культурную среду, которая  возможность апробирования школьником многообразных видов деятельности, наряду с основной учебной деятельностью. Именно при  выборе  уроков дополнительного образования, курсов, кружков, студий мы можем не только учесть  интересы детей, но и помочь  развитию их способностей, Спектр  услуг растёт с каждым годом.

Итак,  наличие системы дополнительного образования  способствует  более успешному выбору индивидуальной образовательной программы и свидетельствует о достаточно  высоком уровне комфортности в нашем лицее.

А теперь хочется рассказать о воспитательной работе в лицее, основой которой является современная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям.

                К сожалению, наш мир несовершенен. Многие из нас, устав от проблем, страдают социальным равнодушием, отсутствием сострадания к ближнему, не стремятся понять того, кто рядом с нами. Хотелось бы, чтобы каждый человек, какое бы дело он ни делал, за что бы ни брался, помнил о необходимости тратить часть своего времени на совершение добрых дел, без которых все остальные дела становятся бессмысленными. Мы хотим создать в лицее условия для гармонизации опыта коллективных и индивидуальных отношений, для воспитания ребенка коллективом сверстников, а это вырабатывает у детей чувство ответственности, солидарности и сопричастности к проблемам окружающей жизни, формирует зрелую гражданскую позицию.

                За этими красивыми словами стоит реальная работа нашего лицея по различным направлениям:

 

 

 

 

 

 

                Схема.

Дополнительное образование

 (кружки)

Работа с родителями

Традиции лицея

Ученическое

самоуправление

Воспитательная работа

Профилактические

 программы

Методическая работа

с классными руководителями

Гражданско-правовое

 воспитание

Спортивно-массовая работа

 

К сожалению, в этом докладе нет возможности говорить подробно обо всех направлениях, поэтому я позволю себе остановиться на некоторых из них.

 В нашем лицее работает система дополнительного образования. Все кружки, входящие в эту систему, функционируют во внеурочное время и проходят в условиях неформального содружества детей и взрослых. Дополнительное образование в лицее осуществляется по следующим направлениям:

·          техническое

·          экологическое

·          туристическое

·          спортивное

·          художественное

·          культуроведческое.

В 2005-2006 учебном году в системе дополнительного образования занят 61% учащихся (409 человек из 668).

В 2004-2005 году – 49% (361 из 724)

В 2003-2004 году – 54% (419 из 762)

Прошу обратить ваше внимание на то, что в этом учебном году процент занятости детей в кружках больше, чем в прошлых.

А если мы возьмем процентное соотношение занятости в спортивных кружках, то увидим:

Врачи отмечают, что состояние здоровья российских детей ухудшается год от года, поэтому мы стараемся каждый год открывать кружки спортивного направления.

Одним из результатов такой работы являются победы лицея на городских спартакиадах последние пять лет.

Особую гордость мы испытываем за наш лицейский театр «Экополис», которому в этом году исполнилось 13 лет.

Театр  Экополис  объединяет в своих рядах детей с 5 по 11 класс. В студии не практикуется специальный отбор детей, коллектив принимает всех ребят, стремящихся к самореализации и самопознанию.

Цель работы театра «Экополис» - раскрыть и развить творческие способности членов студии, воспитать культуру общения, формировать твердую жизненную позицию и веру в себя.

Свои работы ребята представляли на суд зрителей не только в родном лицее, но и в Доме Ученых ОИЯИ, ДК “Мир”, ДК “Маяк”. Выступления юных актеров неизменно заслуживают бурных аплодисментов и хвалебных отзывов в дубненских газетах и на ДТВ.

Последние два года театр начал выезжать на фестивали. Коллектив получил большое количество дипломов за исполнение мужских и женских ролей в разных спектаклях, за победу в конкурсах актерского мастерства.

В 2006 году «Экополис» стал Победителем творческого конкурса «Фрагмент (спектакля, представления), посвященный Великой Отечественной войне» на Московском областном фестивале детских и юношеских коллективов «Театральное кольцо Подмосковья»; победителем фестиваля детских, юношеских и молодежных театральных коллективов «Веснушки» и в 2006 году взял на этом фестивале главный приз – «За лучшую режиссуру».

Важную роль в системе дополнительного образования играет Научное Лицейское Общество (НЛО) под руководством Исаковой З.В.  В этом кружке лицеисты занимаются исследовательской работой. В прошлом году химико-физический проект, посвященный 50-летию города, на городской научно-практической конференции занял первое место. Это победители городской научно-практической конференции (2005 г.), представившие коллективный проект «Дубна – центр ядерных технологий», посвященный 50-летию ОИЯИ.     

Второе по важности направление воспитательной работы в лицее – это работа с родителями.

Подводя итоги воспитательной работы за прошедший год, мы провели выборочное анкетирование учащихся 5-11 классов, которое показало, что, к большому нашему сожалению, родители недостаточно активно участвуют в воспитательном и образовательном процессе. При ответе на вопрос «Как ты считаешь, кто тебе может оказать помощь при организации внеклассного мероприятия?» только 5% лицеистов называют своих родителей.

Глядя на диаграмму, можно заметить, что процент участия родителей в общественной жизни лицея сокращается от 5 класса к 11-му. Это объясняется не только тем, что дети взрослеют и им все меньше требуется помощь родителей, но и тем, что, начиная с 8-9 класса, ослабевают контакты школы с родителями. Поэтому администрация лицея разработала стратегию привлечения родителей к участию в жизни лицея. Работа с родителями ведется по нескольким направлениям:

1.        участие родителей в повышении образованности учащихся;

2.        участие родителей в повышении воспитанности учащихся;

3.        участие родителей в коллективных делах класса;

4.        участие в управлении лицеем.

Конечно, роль школы в жизни ребенка огромна, но никто и никогда не заменит ему родителей. И когда детям задали вопрос «Помогают ли вам родители в решении школьных проблем?», большинство учеников ответили на этот вопрос положительно:

 Наша задача – как можно больше привлекать родителей к общественной работе в лицее для более эффективного обучения и воспитания детей.

Но, кроме позитивных моментов работы в этом направлении, есть и негативные.

Так, не все классные руководители работают с родителями в полной мере. Иногда они ограничиваются родительскими собраниями. Поэтому в августе 2005 года на педсовете заместитель директора по воспитательной работе  предложила классным руководителям работать по возрастным воспитательным программам. Самое главное достоинство этих программ в том, что в процесс воспитания лицеистов включаются не только классные руководители, но и все участники образовательного процесса: педагоги-предметники, психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, представители общественности и, конечно же, родители. Не все классные руководители воспользовались этим предложением, но, когда в марте 2006 года был проведен педсовет по итогам работы возрастных воспитательных программ, эффективность которых подтвердилась, педсовет принял решение всем классным руководителям принять участие в реализации этих программ.

Зная, что с  8-9 класса мнение ровесников для подростков  превалирует над влиянием учителей и родителей, мы уделяем огромное внимание школьному самоуправлению.

Школьное самоуправление стало зарождаться в 1999 году, когда был создан Школьный Парламент. В него вошла группа инициативных ребят, которые готовили школьные праздники. Новый, качественный скачок в школьном самоуправлении мы почувствовали лишь в 2004 году, когда впервые провели выборы Президента Школьного Парламента (им стал ученик 10 ЛЕМ класса Чередилов Алексей). Дети окунулись в мир взрослой демократии. Агитация, провозглашение предвыборных платформ, образование партий поддержки кандидатов – все это помогло детям почувствовать себя ценной личностью, от которой зависит будущее лицея. С новым Президентом Школьный  Парламент стал работать по нескольким направлениям:

 

Структура Школьного Парламента.

 

президент

 

глава правительства                                                  спикер

 

 


отдел                    отдел                    отдел                    отдел     старосты

информации          образования          физкультуры        культуры               классов

                                               и педагогики         и спорта

 

За этой скромной схемой – большой труд наших ребят.

Если в прошлом году на вопрос «Как вы оцениваете работу Школьного Парламента?» некоторые дети недоуменно отвечали «А что это такое?», то в этом году мы видим совершенно другую картину:

Я считаю, что это большой прогресс.

Однако, наряду с положительными результатами работы Школьного Парламента, анкетирование выявило и серьезные проблемы. Одна из них – отсутствие в некоторых классах классного самоуправления. А детям это просто необходимо: 78 % учащихся в своих анкетах заявили, что хотели бы принимать участие не только в общественной жизни лицея, но и в классном самоуправлении. Поэтому одна из воспитательных задач на следующий учебный год – развитие классного самоуправления.

Воспитательная среда у нас в лицее создается не только праздниками, но и повседневной работой, одним из направлений которой является профилактика алкоголизма, курения и наркомании.  В прошлом году лицей работал по профилактическим программам (например, «Полезные привычки» в начальной школе). Но анкеты показали, что нашим учащимся этого мало:

 Именно поэтому в этом году наш лицей начал работать над профилактической программой для 10-11 классов «Полезная прививка».

У нас в лицее есть много традиций.

Каждый учебный год начинается с праздника Первого звонка. Это театрализованное представление проводится для всех лицеистов 1 сентября. Именно на этом празднике для наших первоклашек звучит первый в их жизни звонок.

Следующий общелицейский праздник – День учителя. Традиционно это день самоуправления: старшеклассники проводят уроки и поздравляют учителей. А после уроков – веселый концерт, игры КВН или Брейн-ринг. В этом году в игре «Самое сильное звено» победила преподаватель истории Агафонова С.Л.

Традиционный День отказа от курения прошел в этом году не так, как обычно: были проведены «Веселые старты» для начальной школы и две конференции по профилактике вредных привычек, на которых были использованы мультимедийный проектор и различные наглядные пособия. Выставка стенных газет завершила этот день.

Новый год – особый праздник для всей школы. Череда предновогодних мероприятий – фабрика Деда Мороза, выставки рисунков и газет – завершается новогодней елкой для 1-4 и новогодними дискотеками Деда Мороза для 5-7, а затем и 8-11 классов.

Очень интересный и необычный праздник – Посвящение в читатели, который проводит наш библиотекарь Крюкова О.Б. и педагогический класс. Этот праздник книги – своеобразная подготовка детей к библиотечным урокам и читательским конференциям.

Но самый главный праздник проводится в конце третьей четверти. Это День лицея – день гордости за наших лицеистов. На празднике вручаются награды отличникам,  победителям всех городских и областных олимпиад по предметам, победителям спортивных соревнований, активистам – самым лучшим лицеистам. И апофеозом праздника становится вручение символа мудрости – совы – лучшему лицеисту года. В прошлые годы главный приз получили Смоленская Екатерина и Семашко Александр, а в этом году лучшим лицеистом стала Третьяк Елена.

И самыми трогательными, самыми добрыми у нас в лицее являются праздник Последнего звонка и Выпускной бал.

А сейчас я хочу особо остановиться на психолого-педагогическом сопровождении учебно-воспитательного процесса в лицее. В своей повседневной практике учителям приходится решать множество проблем: как сделать урок интереснее, как повысить качество знаний, как подготовить детей к экзаменам и т.д. Но очень часто в числе этих проблем возникают и такие, которые носят психологический характер. Как их решить? Это бывает не всегда просто. На помощь пришла школьная психологическая служба, в основу которой легла идея о психолого-педагогическом сопровождении учащихся, их родителей и учителей. Система педагогического сопровождения детей включает следующих специалистов: психолога, логопеда, социального работника.

Направления работы психолого-педагогического сопровождения (ППС) разнообразны.

 

Направления работы психолого-педагогического сопровождения

 

 

 


диагностика                         психокоррекция                    консультирование

 

 

                просвещение                                        профилактика

 

Круг проблем, решаемых ППС также многообразен. Но первое, с чего служба начинает свою работу, это знакомство с первоклассниками.

В течение года специалисты наблюдают за успехами учащихся, помогают им справиться с  первыми трудностями, оказывают дополнительную помощь, консультируют родителей.

И результатом такого сопровождения в этом году стала положительная динамика в обучении 1-ых классов.

Диагностика 1-х классов на готовность к обучению.

 


            уровни

1кл.

высокий

средний

Низкий

Начало обучения (сентябрь)

24%

63%

13%

Конец обучения (апрель)

52%

48%

-

 

Мы видим, что к концу учебного года процент детей с высокой готовностью увеличился, а учащихся,  не готовых к обучению,  не стало.

Основной задачей психолого-педагогического сопровождения в Лицее мы считаем оказание помощи подросткам в вопросах самоопределения. Сегодня, по данным социологических исследований, каждый третий подросток покидает школу, не имея представления о том, кем он будет работать, каждый второй после окончания вуза работает не по специальности. В связи с этим наш Лицей один из первых вступил в эксперимент по профильному образованию. Проводя различные исследования, беседы,  мы поняли, что все наши усилия по созданию эффективных моделей профильного обучения могут оказаться напрасными, если учащиеся основной ступени к окончанию 9-ого класса не смогут выбрать профиль обучения в соответствии со своими желаниями и возможностями.

Этот вывод возник не случайно. Результаты прошлогоднего опроса старшеклассников на удовлетворенность профилем образования показали:

·          36% учащихся оказались не удовлетворены выбранным профилем образования в связи с отсутствием в Лицее гуманитарного профиля.

·          42% уч-ся продолжат свое образование после школы не по профилю.

Мы стали задумываться, как оказать поддержку нашим учащимся, как удовлетворить их интересы и желания.

В этом учебном году ситуация повторилась. 23% девятиклассников обратились с просьбой об открытии филологического профиля и выразили категорический отказ по поводу перехода в другое общеобразовательное учреждение. Мы пошли на эксперимент – предложили им вариант деления класса на профильные подгруппы.

Нашей находкой стало введение в обучение индивидуальных карт развития, в которых фиксируются все успехи и неуспехи учащихся, имеющих по какому-либо предмету «2» или «3».  Учителем ведется запись по оказанию помощи ребенку, фиксируются все методы и приемы работы с ним. Такая система индивидуального подхода способствовала созданию комфортных условий в обучении и повышению качества знаний учащихся.

А теперь поговорим о самом  важном. Это здоровье учащихся. Мы все прекрасно понимаем, что здоровье – это жизнь, это успех, это возможность двигаться вперед. Здоровье наших учащихся давно волновало и волнуют нас. Проанализировав результаты комплексного медицинского осмотра детей за 2002 – 2005гг., мы встревожились. Более 20% детей в возрасте 6 -7 лет по состоянию здоровья не готовы к обучению в школе, более 30% - уже имеют хронические заболевания. За годы обучения возрастает число нарушений зрения, осанки, заболеваний органов пищеварения, расстройства в деятельности центральной нервной системы. Все это подвело нас к написанию профилактической программы «Здоровье каждого – будущее нации».

Ежегодно в Лицее организуется медицинская диагностика школьников. По результатам медосмотра проводится комплексная оценка состояния здоровья детей: определяется группа здоровья, физкультурная группа, даются рекомендации.

     Учитывая полученные данные, наша служба организовывает дополнительную помощь детям 2-3 групп здоровья.

 

 

2006-2007 учебный год мы запланировали под эгидой «Обеспечение здоровья учащихся. Введение здоровьесберегающих технологий. Психолого-педагогическая поддержка». С особой тщательностью мы будем стараться:

1.        Не допускать ухудшения состояния здоровья учащихся в период пребывания в школе.

2.        Достичь допустимого уровня здоровья.

3.        Создать условия для формирования здорового образа жизни.

Мы представили некоторые психолого-педагогические направления нашей работы. Помимо этого, Лицей продолжает исследовательскую деятельность в новом проекте по модернизации системы управления, разрабатывает новые технологии обучения, ориентированные на личность учащихся. Все инновации требуют проведения психологического мониторинга, отслеживания результативности нововведений, прогнозирования развития учебно-воспитательного процесса.

В связи с этим в нашем лицее возникла острая необходимость в создании психологической службы, состоящей из группы психологов (а не одного, как на данный момент), готовой к комплексному решению актуальных и перспективных задач лицея. Успешно ли работает наш лицей? Мониторинг эффективности показал, что, конечно, нам есть, чем гордиться:

Ø        Растёт конкурентоспособность  лицея

Ø        Повышается  уровень профессионализма педагогов

Ø        Обновляется содержание образования

Ø        Растёт профессиональная компетенция и заинтересованность педагогов в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Ø        Создаются новые органы государственно-общественного управления  

Но и проблемы, конечно же, есть.  Для повышения эффективности работы необходимо совершенствовать организационную культуру сотрудников, а для  этого надо нам учиться работать в команде, привлекать к работе по управлению всё большее количество коллектива, необходимо  привлечение внебюджетных средств для  модернизации школьной среды.

Мир вокруг нас меняется так   быстро, что новое возникает раньше, чем мы можем его представить в своем воображении. Пока мы готовились к публичному докладу, закончился очередной 2005-06 учебный год. Результаты сдачи выпускных и переводных экзаменов снова нас радуют. Этот учебный год ввел новую форму экзаменов для учащихся 9-х классов: это ЕГЭ по русскому языку и алгебре, которые принимала независимая городская экзаменационная комиссия.                Перед экзаменами волновались мы все. Но все закончилось хорошо, и ребята, и учителя выдержали очередное испытание.

Высокое качество знаний показали и наши выпускники. В этом году наш лицей вручил аттестаты 78 выпускникам, из них 6 выпускников пополнили золотой фонд лицея, а 12—серебряный, 56 выпускников закончили учебу в лицее без «3”. Мы гордимся вами, дорогие выпускники!

Теперь осталось дождаться результатов нашего труда: как сложится ваша судьба?! Очень хочется, чтобы успешно! Ведь мы с вами столько над этим работали. И я верю, что труд наш не пройдет даром!

 

Решившись на открытость и публичность своего выступления перед Вами, уважаемые друзья, очень хочется, чтобы и Вы не остались равнодушными к моему выступлению, потому что в каждую страницу  своего доклада я вложила свою душу и боль, поэтому  надеюсь на Ваше понимание и поддержку.

Вы, наверное, почувствовали, что я  была искренна с Вами и не скрывала от Вас  наших проблем. Может быть, мой доклад был излишне эмоционален, но поверьте, что мне хотелось, чтобы и Вы прониклись нашими заботами и порадовались нашим с Вами успехам.

Моя вечная «головная боль»: как привлечь родителей в школу? Как  создать условия, чтобы им  захотелось с нами сотрудничать?

Вспомните  нашу миссию. Для меня это не просто слова. Реализация Программы развития должна привести к созданию эффективной модели лицея. Мы хотим, чтобы ученик был успешным, а  успешным он может быть только при успешном учителе. А это значит, что успешный  ученик будет самодостаточным, т.е. будет воспринимать мир в самом лучшем его проявлении. А разве  успешный ученик и самодостаточный выпускник не делает счастливыми своих родителей и учителей? Вот это и есть наша основная мысль и наша перспектива.

И я очень рада, что,  отвечая на вопрос анкеты об отношении к лицею, большинство ответило: «Нам здесь хорошо». Было бы здорово, если бы мои коллеги и учителя  чувствовали каждую минуту, что моего внимания  хватит  любому из них.

                Через несколько дней - Первое сентября… Я вернусь в школу к своим самым лучшим детям и умным коллегам и опять пройду все круги радости и печали, надежд и разочарований, а иногда, боли и унижения. И все это для того, чтобы увидеть у моих коллег особый блеск  глаз, услышать их добрые шутки и задорный смех, чтобы уберечь наших детей от ошибок, чтобы их воспоминания о лицее были только радостными. Так хочется с высоты своих лет взять на себя их боль, переживания, но это все невозможно – никто не может прожить за человека его жизнь. Очень хочу поддержать своих коллег, вселить веру в их высокое предназначение – учить детей. Только через переживание и понимание мы получаем право на детскую откровенность, уважение и … прощение. Только тогда, когда мы, взрослые: педагоги, родители, будем добры и любезны, терпеливы и уверены в себе, сможем возвыситься до понимания ребенка, именно тогда, мы и создадим, для них и вместе с ними, условия для доброй дружной семьи, какой и хочется, чтобы был наш лицей! Пожелайте нам удачи, а мы постараемся с этим справиться!  Спасибо за внимание.